Новости Нефтегазовая пром.
Выставки Наука и технология

Перевозки грузов железнодорожным транспортом в августе 2018 года.

11.09.2018, 18:52
Новости
За 8 месяцев 2018 года на сети ОАО "РЖД" погрузка выросла до 857,8 млн т, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2017-го. При этом выросла дальность перевозок, о чем свидетельствуют данные о динамике грузооборота: за последний месяц лета он увеличился более быстрыми темпами, чем в августе прошлого года, – на 4,6%.
На сети удалось несколько улучшить скорость доставки грузов за счет сокращения времени нахождения вагонов под грузовыми операциями. Вместе с тем выросли простои на промежуточных и технических станциях, в том числе из-за нехватки маневровых локомотивов.
В августе динамика перевозок на сети РЖД с предыдущими месяцами притормозила: рост погрузки составил 2%, что меньше соответствующего показателя в июле и июне. Основная причина – по данным ИПЕМ, темпы роста российского промышленного производства в августе существенно замедлились по сравнению с предыдущими двумя месяцами.
Основной драйвер погрузки остался тем же самым, что и прежде, – это экспорт. В целом, по данным ОАО "РЖД", в структуре экспортного грузопотока основную долю составили уголь, нефть и продукты ее перегонки, далее шли черные металлы, минудобрения и зерно.
Положительную динамику также обеспечили руда, химикаты и сода. А кроме того, на сети РЖД удалось удержать от снижения погрузки нефтегрузы – выручили дополнительные закупки этой номенклатуры на европейском направлении. Кроме того, как отмечалось на оперативном совещании в ОАО "РЖД", неплохая динамика наблюдалась по транзитным перевозкам. Однако по целому ряду позиций на сети – снова недобор.
Уголь в цене
Каменного угля за январь – август 2018 года погружено 247 млн т (+5,4% к аналогичному периоду 2017 г.). Причем данная номенклатура в августе продемонстрировала устойчивый рост.
В адрес российских портов объемы перевозок за этот месяц увеличились на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в сумме за 8 месяцев этот показатель вырос на 4,4%. При этом в структуре экспортного грузопотока в адрес отечественных морских портов на сети уголь составил 46,9%. Значительно выросли и перевозки угля через железнодорожные погранпереходы.
По данным ОАО "РЖД", подобная динамика – одна из самых высоких 2018 год. Причем рост отмечен прежде всего в направлении российских морских портов Дальнего Востока: перевозки по ДВЖД выросли на 18,5%. Однако практически вровень с ней увеличился и соответствующий показатель Октябрьской магистрали (+17,5%). Южные порты могли принять и больше угля. Вот только им помешала погода. Тем не менее Северо-Кавказская железная дорога смогла доставить на 3,9% угля больше, чем за аналогичный месяц 2017-го.
Это указывает, что пока спрос на уголь на мировом рынке не ослабевает. Причем не только на азиатском направлении. В частности, Германия нарастила импорт российского угля в 10 раз, а Польша – в 1,6 раза.
Главными направлениями экспорта стали порты Восточный (20% от всего объема экспорта угля), Ванино и Усть-Луга (по 15%).
По данным, приведенным генеральным директором ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым на недавнем заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерове, уровень железнодорожного тарифа фактически стимулирует развитие угольной отрасли России. В своем докладе он отметил, что за последние 3 года средневзвешенная железнодорожная составляющая в части инфраструктуры и тяги при перевозках энергетического угля снизилась на 10 п. п.
Этому также способствовало развитие железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке, которую подтягивают вслед за модернизацией и строительством портовых мощностей, а также усиление полигонов тяжеловесного движения, отметил заведующий отделением перспективного моделирования перевозочного процесса АО "ИЭРТ" Андрей Бородин.
В 2018 году приоритеты были отданы организации движения грузовых поездов массой 7,1 тыс. т с использованием вагонов с осевой нагрузкой 25 тс на грузонапряженных направлениях Кузбасс – Дальний Восток, Кузбасс – Юг, Кузбасс – Северо-Запад.
По данным ИПЕМ, экспорт играет важнейшую роль в развитии угольной отрасли РФ: начиная с прошлого года объем угля, отправленного на экспорт, превысил объем внутреннего рынка. Вместе с тем растет погрузка угля и в адрес российских предприятий.
Причем на некоторых направлениях заказы отечественных энергетиков существенно возросли. И для завоза угля в котельные в ряде случаев уже не хватает полувагонов. В частности, на это посетовал министр ЖКХ Амурской области Сергей Гордеев. По его словам, это сдерживало плановые заготовки сырья.
Для улучшения обеспечения углем предприятий Новосибирской, Кемеровской областей, Алтайского, Приморского и Хабаровского краев, Республики Бурятии грузоотправителями и операторами подвижного состава совместно с ОАО "РЖД" были внесены изменения в технологию перевозок.
Металл в поисках конъюктуры
Погрузка черных металлов на сети РЖД за 8 месяцев 2018 года увеличилась до 52,5 млн т (+10,8%). Основная прибавка достигнута за счет экспорта.
В частности, перевозки в адрес морских портов экспортные отправки выросли на 11,2%. Доля черных металлов в структуре экспорта, переваленного через отечественные терминалы, составила 8,9%.
"Увеличились отправки в Тайвань (в 2,6 раза), Италию (в 1,7 раза) и Турцию (+20%)", – отметила начальник аналитического отдела ПАО "НПК ОВК" Лейсана Коробейникова.
В частности, ММК доставил пробную партию металлопродукции в Турцию по железнодорожному маршруту Магнитогорск – Баку – Тбилиси – Карс. В настоящее время с азербайджанским оператором ADY Express разрабатывается возможность поставки по этому маршруту до 250 тыс. т металлопродукции в год. Вагоны преодолели расстояние в 5 тыс. км за 17 дней.
Диверсификация логистических потоков позволит компании снизить риски, связанные с конвенционными запрещениями и непогодой в акватории Новороссийского порта. Помимо этого, новый маршрут позволило рассматривать перспективу диверсификации экспортных поставок в страны Ближнего Востока, Европы и Африки через собственный порт ММК в турецком городе Искендеруне.
Как следует из отчетов ММК, росту экспорта компании способствовало также то, что в II квартале 2018 года себестоимость товарной продукции снизилась к уровню предыдущего квартала в связи со стабилизацией цен на основные сырьевые ресурсы на фоне ослабления рубля относительно доллара США.
Рост спроса на металл побудил ПАО "Северсталь" в конце августа подписать долгосрочный контракт АО "ПГК" (до 2023 года) на железнодорожные перевозки металла в полувагонах, отметил генеральный директор АО "Северсталь Менеджмент" Александр Шевелев.
Повышение эффективности использования вагонов и совершенствование логистики в 2018 году рассматривалось практически всеми ведущими экспортерами металлов как один из способов сокращения издержек. Все они отмечали то, что положительное влияние на рост экспорта оказал эффект от реализации программы повышения операционной эффективности и оптимизации затрат. Без этого было бы сложно российским металлургам удержать позиции на мировом рынке.
Летом был отмечен также заметный рост погрузки металлов на внутренних маршрутах. Это связано с пополнением запасов металлотрейдерами, а также с активизацией программ дорожного строительства. Например, для сооружения Центральной кольцевой автомобильной дороги в Подмосковье компания "Мечел-Сервис" поставила крупную партию арматуры.
Грузы, которые подросли…
На рынке перевозок ряда номенклатур сохранились прежние тенденции. Это касается погрузки зерна, которая бьет рекорды за счет экспорта (за 8 месяцев – 17,9 млн т, +44,1%), минудобрений (39,5 млн т, +4,1%) а также железной руды (77,3 млн т, +5,4%), поднявшихся на волне повышенного спроса внутри РФ.
Несколько необычным выглядел рост погрузки леса, динамика которой в последние месяцы оказалась на самом высоком уровне за последние 10 лет. В результате по итогам 8 месяцев погрузка достигла 31,2 млн т, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2017-го.
Примечательно, что здесь плюс достигнут как за счет экспорта, так и внутренних перевозок. По словам представителя одного из ЛПК, первое связано с тем, что выросли цены на южные породы древесины. В связи с этим повысился интерес к закупкам северного леса. Это объясняет стабильный рост поставок сырья из РФ, например, в Финляндию.
А рост погрузки на внутренних маршрутах объясняется увеличением объемов лесопереработки. В свою очередь, ее во многом стимулировал рост спроса на эту продукцию на внешних рынках. Для РЖД это выгодно: сначала внутри сети везут сырье, а затем на экспорт – продукцию из него.
… и которые упали
Вместе с тем объемов погрузки по ряду номенклатур на сети не добрали. Прежде всего это строительные грузы. Их перевозки за 8 месяцев снизились до 85,2 млн т (-5,6%). Причем в последние месяцы динамика только ухудшилась. Например, в июле текущего года этот показатель составил -10,2% к аналогичному периоду 2017-го.
Между тем за 8 месяцев 2018 года ввод жилья вырос на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В начале лета поступили бюджетные средства на развитие автодорог.
Однако в ряде регионов карьеры не смогли отправить свою продукцию по сети РЖД. В результате клиенты были вынуждены переключаться на другие виды транспорта. Прежде всего увеличились перевозки щебня самосвалами – несмотря на дополнительные расходы, связанные с платой по системе "Платон". Причина – нехватка железнодорожного подвижного состава по приемлемой цене. В этом сегменте рынка сеть является сдерживающим фактором.
Не помогло улучшить результаты и снижение импорта щебня из Украины, на которое сильно повлиял рост стоимости грузоперевозок порожних вагонов на сети "Укрзализныци" и сбои в их подаче на станции погрузки из-за дефицита тяги, сообщила Ассоциация производителей стройматериалов Украины.
В минус ушла и погрузка цемента: за 8 месяцев на российских железных дорогах она составила 17,2 млн т (-6,8%). Этот рынок, безусловно, на спаде: по оценкам "Амикрон-консалтинг", снижение производства данной номенклатуры составило 2,6%, а по данным Росстата – 0,8%.
Складские запасы у заводов выросли несущественно. Эксперты не видят основания утверждать о затоваривании у производителей. Поэтому разница в динамике погрузки на сети РЖД и выпуске цемента в РФ свидетельствует о росте сбыта с автоотгрузкой.
Такой вывод подтвердили руководители подразделений двух опрошенных заводов из разных регионов. Представитель одного из них сообщил о нехватке цементовозов. Это заставило завод увеличить долю отправок автотранспортом. "Доля автоотгрузки будет увеличиваться по мере расширения упаковочного производства для расфасовки цемента. Эта мера вынужденная", – отметил представитель завода.
Железные дороги не выбирают объемы рынка даже в тех регионах, где выпуск цемента в отдельные периоды был на подъеме – как за счет сезонного оживления строек на внутреннем рынке, так и за счет экспорта. Например, на Северо-Западе РФ июльский прирост составил 11,5%. Но позитивная динамика слабо отразилась на объемах железнодорожной погрузки.
В целом, по данным Союза производителей цемента, по итогам 2018 года доставки цемента автотранспортом вырастут на 2–4%.
На сети РЖД по итогам за январь – август 2018 года снизилась также погрузка кокса, промышленного сырья и формовочных материалов, сельхозтехники, машин и промышленного оборудования, ряда продовольственных товаров, а также сборных грузов.
Часть этих грузов также переключилась на фуры – несмотря на рост ставок у автоперевозчиков на дальних маршрутах. Один из примеров на эту тему – рост тарифа при отправках в Среднюю Азию мясной продукции, рассказал директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов. Это говорит о том, что РЖД в ряде случаев проигрывают автотранспорту не только на коротком и среднем плече, но и на расстояниях свыше 1,5 тыс. км.
Теги: