Ученые МГУ сделали эластичными нитевидные полимеры.

9.08.2018, 19:42
Сотрудники химического и биологического факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова продемонстрировали каучукоподобные свойства фибрилл, которые возникли при деформации полимера. Результаты исследования были опубликованы в журнале European Polymer Journal, сообщается на сайте МГУ.
В ходе работы ученые подвергли фибриллы — длинные нитевидные молекулы полимера — механизму крейзинга. Крейзинг — это метод, который позволяет при помощи деформации придавать полимеру полезные свойства, например, негорючесть или бактерицидность.
"Главный результат работы заключается в том, что наша методика наблюдения за структурой полимера позволила продемонстрировать каучукоподобные (упругие) свойства фибрилл, возникающих в процессе деформации полимера по механизму крейзинга", — рассказала один из авторов статьи Алена Ярышева, кандидат химических наук, старший научный сотрудник кафедры высокомолекулярных соединений химического факультета МГУ.
Перед исследованием ученые деформировали полимер в адсорбционно-активной среде по механизму крейзинга и исследовали его структуру с помощью атомно-силовой микроскопии. Авторы впервые использовали методику постановки литографической метки на поверхность полимера. Это позволило практически in situ (на месте) наблюдать за изменениями в свойствах полимера.
"Эта работа относится к исследованиям, которые направлены на изучение структуры промышленных широко использующихся полимеров и на то, как эта структура меняется при нагрузках и контакте с активными жидкостями. Научная ценность работы состоит в том, что впервые удалось визуализировать изменения в полимере, деформированного по механизму крейзинга, и подтвердить существующие теории о природе обратимой деформации полимеров", — заключила Алена Ярышева.
Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Национального исследовательского центра "Курчатовский Институт" и из Института синтетических полимерных материалов имени Н. С. Ениколопова РАН.